Лекарственные растения родного края.
Э. И. Николаева, учитель начальных классов Большеяниковской средней школы Урмарского района
Открытый урок с использованием национально-регионального компонента по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» я провела в 3 классе. Выбор данной темы связан с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитанием экологически культурной личности; активизацией познавательной и творческой деятельности младшего школьника; ведением здорового образа жизни.
В ходе урока осуществлялись внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой - жанры: рассказ, загадка, пословица, стих, выразительное чтение и декламация; с математикой – решение задачи; экологией – «Правила друзей природы», физкультурой – проведение динамической паузы.
Использованы следующие методы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские.
Цели и задачи урока:
Образовательные: научиться определять и применять распространённые лекарственные растения родного края; приобрести умения собирать, засушивать, заваривать фиточай из лекарственных растений.
Развивающие: развитие умения работать в группе; умение работать по алгоритму.
Воспитательные: рассмотреть основные экологические правила поведения в природе; воспитывать сплочённость, аккуратность, организованность, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Компьютерное оборудование; электронная методическая разработка «Лекарственные растения родного края»; правила поведения в природе (о растениях); разрезные бумажные полоски с названиями лекарственных растений; лекарственные растения в баночках с надписью: липа, сосновые почки, душица, шиповник, калина…; ложки столовые, стаканы с крышками, чайник с кипятком; аптечка «Лесная аптека»; карточки с заданиями; алгоритм «Приготовь по рецепту»; рисунки земляники, ягод с плодоножками красных, зелёных (по количеству учеников); жетоны.
Ход урока:
II. Создание проблемной ситуации.
( Слайд по ситуации)
Прослушивание рассказа.
- Миша с сестрой Леной отправились в поход. Вскоре Лена начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки подскочило давление. Как же быть?
III. Актуализация знаний о лекарственных травах. Сообщение темы и задач урока.
Варианты ответов детей. – Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.
- А как оказать помощь без лекарств?
-Применить лекарственные растения.
-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?
- О лекарственных растениях.
- Тема урока: Лекарственные растения родного края. Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.
-Это лес. (Слайд).
- Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём.
IV. Работа по теме урока.
- Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы в гостях у природы. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать.
А вот и хозяин леса. Кто он? (Лесовичок). (Слайд)
1.Правила друзей природы.
Вспомни и назови «Правила друзей природы». (Слайд)
- Не шуми! (Лес, луг, опушка леса — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).
- Не срывай растения для букетов.
- Лекарственные растения собирай только там, где их много.
- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Не повреждай кору деревьев.
-Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 10 цветов? (270 цветов).
-Какой вывод можно сделать? (От красоты луга, леса не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетов»).
- Выросший здесь цветок находится у себя дома. Чтобы ты чувствовал, если тебя выгнали из дома? Поэтому, помни: собирая, сохраняй.
- А теперь, добро пожаловать в лес.
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский)
- Почему мы с лесом дружим?
- Лес наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это чистый воздух и здоровье. Лес – богатство и краса, береги свои леса. (Слайд)
2. Показ слайдов «Лекарственные растения родного края». (Поиск решения проблемы учениками.)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
(Липа)
Цветы липы являются потогонным средством.
Быстро в баню – там в парной
Бабушки и деды лечили эти беды.
Когда кашель от мороза, парься веником березовым.
Вкусен и полезен березовый сок. За этот целебный дар люди часто губят березку.
- Не руби березы белой,
Не губи души лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной.
Не губи, не тронь березы,
Обойдись с ней по-людски,
А иначе брызнут слезы,
Сам засохнешь от тоски.
Пусть береза, как невеста,
Бережет свою красу,
Ей не в печке жаркой место,
Место ей всегда в лесу. (В. Боков)
- Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.
Всякая сосна своему бору шумит.
- Посади сосну.
Лучше не одну —
Вместе с кленом,
Елкой, вязом,
Посади их вместе
Разом.( М. Садовский.)
Из почек готовят «сосновый мёд», который полезен при весеннем недостатке витаминов.
На кустах колючей дикой розы
Витамина С большие дозы. (Шиповник)
Растение используется как витаминное, общеукрепляющее,
- На синем лугу распустилась ромашка. Какая на ней золотая рубашка!
Я глаз от нее отвести не могу. Да это же солнце на синем лугу!
(Ромашка) М. Найдёнова.
Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.
Под зелёным под листом
Я люблю устроить дом.
А когда я повкуснею,
А когда я покраснею,
Ребятишки тут как тут! –
Обязательно найдут! (Земляника)
Ягоды земляники восстанавливают слабый организм.
ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ
- Как только не ругают меня. Я виновата лишь в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня — долго потом рука будет «гореть». На моём стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснёшься ко мне, иголочками вопьюсь в кожу и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Конечно же я…(Крапива) Плешаков А. А.
Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!
Скромный невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг
Многим из нас невдомёк
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног.. (Подорожник) В. Рождественский.
Листья растения останавливает кровотечение.
Обогрелся чуть песок,
А на нём уже расцвёл
Жёлтый маленький цветок. (Мать-и-мачеха).
Отвар травы полезен при кашле.
–Почему так названо растение? ( С одной стороны листья мягкие, а с другой жёсткие)
Говорят, я злой,
Для зверей плохой.
Не брани меня ,
Пожалей меня. (Зверобой)
Заживляет раны человека .
А в мороз – сладка,
Что за ягодка? (Калина)
Отвар плодов применяют при повышенном кровяном давлении.
- Этот цветок очень любопытный. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило и осветило его желтым лучиком. Пожелтел цветок и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — на восток смотрит, поднимется в зенит — поднимет головку кверху, приблизится к закату — не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. Что это за растение?
(Одуванчик) С. Красиков.
Сок одуванчика применяется при бородавках.
- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу. (Слайд)
3. Разгадывание кроссворда и чтение ключевых слов.
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1 |
|
3 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
- Молодцы, ребята. Мы посетили с вами лесную аптеку. Здесь живут разнообразные лекарственные растения. С их помощью человек лечит и предупреждает болезни. Их собирают и сдают в государственные учреждения - аптеки. Но, собирая, соблюдай правила сбора и всегда помни: не навреди природе.
V Станция «Отдыхай-ка». Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться) (Слайд)
VI. Применение знаний учащимися. Правила сбора и сушки.
1. Работа в группах по карточкам. (Слайды)
К. - 1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
- Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.
- Собирай растения около автомобильных дорог.
К. - 2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
- Собирай растения в дождливую погоду.
- Собирай растения в сухую погоду.
К. - 3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
- Собери травы с пятнами.
- Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.
К. - 4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
- Собирай лекарственные растения все до единого.
- Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.
К. – 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.
- Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.
- Избегай прямого попадания солнечного света.
- Суши растения в сырой комнате.
2. Игра «Целители». (Приготовление фиточая) (Слайд)
1) Составление алгоритма «Приготовь по рецепту».
Построй алгоритм из заданных действий.
Возьми банку с лекарственным сырьём
Долей кипяток Переложи сырьё в пустую банку
Отмерь столовую ложку сухого лекарственного сырья Накрой крышкой.
2. Работа в группах. Приготовление фиточая по алгоритму «Приготовь по рецепту» и проведение исследования. (Каждая группа получает баночку с лекарственным растением и готовит фиточай по совместно составленному рецепту)
Заполни таблицу. (Слайд)
Растение |
Запах |
Цвет |
Применение |
|
|
|
|
Из лесной аптечки ребята достают баночки с лекарственными растениями.
1 группа Фиточай «От жара»; трава – липа.
2 группа Фиточай «От кашля» трава - сосновые почки.
3 группа Фиточай «От волнения» трава – душица.
4 группа Фиточай «Витаминный»; трава - шиповник
5 группа фиточай «От повышенного кровяного давления» - калина
3. Реклама «Наш фиточай самый полезный». (Ввывешивание заполненных таблиц и обоснование приготовленных продуктов)
VI. Рефлексия. Самооценка ответов учащихся.
- Что вы нового узнали на уроке?
- Как помочь Мише и Лене, бабушке и маме? Чем их лечить?
-Как правильно собирать растения, не навредив природе?
- Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!
VII. Домашнее задание.
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:___________; рассердиться на тебя: ____________.
- Ребята, если вам понравился урок, наклейте на землянику красные спелые ягоды. А кто недоволен уроком – зелёные недозревшие ягоды.
Всегда живи в ладу с природой. (Слайд)
Литература
Ужегов Г.Н. Основные лекарственные растения: Краткая энциклопедия народной медицины. – М.: АСТ, 2000.
Красная книга Чувашской Республики. – Т 1. – Ч., 2001.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Н. В. Ёлкина, Т. И. Парабарина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс – М.: Вако, 2007.
Разработка открытого урока опубликована в журнале Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики «Народная школа» в №4 (109) 2010 года.