Лекарственные растения родного края.

Лекарственные растения родного края.

Э. И. Николаева, учитель начальных классов Большеяниковской средней школы Урмарского района

 

Открытый урок с использованием национально-регионального компонента по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» я провела в 3 классе. Выбор данной темы  связан  с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитанием экологически культурной личности; активизацией познавательной и творческой деятельности младшего школьника; ведением здорового образа жизни.

В ходе урока осуществлялись внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой - жанры: рассказ, загадка, пословица, стих, выразительное чтение и декламация;  с математикой – решение задачи; экологией – «Правила друзей природы», физкультурой – проведение динамической паузы.

 Использованы следующие методы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские.

Цели и задачи урока:

Образовательные: научиться определять и  применять распространённые  лекарственные растения родного края;  приобрести умения собирать, засушивать, заваривать фиточай из лекарственных растений.

Развивающие:  развитие умения работать в группе; умение работать по алгоритму.

Воспитательные:  рассмотреть основные экологические правила поведения в природе; воспитывать сплочённость, аккуратность, организованность, бережное отношение к природе.

 

Оборудование:

Компьютерное оборудование; электронная методическая разработка «Лекарственные растения родного края»;  правила поведения в природе (о растениях); разрезные бумажные полоски с названиями лекарственных растений; лекарственные растения в баночках с надписью: липа, сосновые почки, душица,  шиповник, калина…;  ложки столовые, стаканы с крышками, чайник с кипятком; аптечка «Лесная аптека»;  карточки с заданиями; алгоритм «Приготовь по рецепту»; рисунки земляники, ягод с плодоножками красных, зелёных (по количеству учеников);  жетоны.

 

Ход урока:

I.  Оргмомент.

II.  Создание проблемной ситуации.

( Слайд по ситуации)

Прослушивание рассказа.

- Миша с сестрой Леной отправились в поход. Вскоре Лена начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и   рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки подскочило давление. Как же быть?

 

 

  III. Актуализация знаний о лекарственных травах. Сообщение темы и задач урока.

Варианты ответов детей. – Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.

- А как оказать помощь без лекарств?

-Применить лекарственные растения.

-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?

- О лекарственных растениях.

- Тема урока: Лекарственные растения родного края. Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.

-Это лес.  (Слайд).

- Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём.

IV.  Работа по теме урока.

- Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы  в гостях у природы. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать. 

А вот и хозяин леса. Кто он?  (Лесовичок). (Слайд)

1.Правила друзей природы.

Вспомни и назови «Правила друзей природы». (Слайд)

- Не шуми! (Лес, луг, опушка леса — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).

- Не срывай растения для букетов.

- Лекарственные растения собирай только там, где их много.

- В лесу старайся  ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

- Не повреждай кору деревьев.

 -Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 10 цветов? (270 цветов).

-Какой вывод можно сделать?  (От красоты луга, леса не останется и следа, если там побывает класс учеников –  любителей «скромных букетов»).

- Выросший здесь цветок находится у себя дома. Чтобы ты чувствовал, если тебя выгнали из дома? Поэтому, помни: собирая,  сохраняй.

- А теперь, добро пожаловать в лес.

Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский)

- Почему мы с лесом дружим?

- Лес наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это чистый воздух и здоровье. Лес – богатство и краса, береги свои леса. (Слайд)

 

2. Показ слайдов «Лекарственные растения родного края».  (Поиск решения проблемы учениками.)

 


С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

 (Липа)

 

Цветы липы являются потогонным средством.

 

 - Если сделался больной,

Быстро в баню – там в парной

Бабушки и деды лечили эти беды.

Когда кашель от мороза, парься веником березовым.

Вкусен и полезен березовый сок. За этот целебный дар люди часто губят березку.

- Не руби березы белой,

Не губи души лесной,

Не губи и зла не делай,

А особенно весной.

 

Не губи, не тронь березы,

Обойдись с ней по-людски,

А иначе брызнут слезы,

Сам засохнешь от тоски.

 

Пусть береза, как невеста,

Бережет свою красу,

Ей не в печке жаркой место,

Место ей всегда в лесу.  (В. Боков)

- Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.

 

Сосна там красна, где взросла.

Всякая сосна своему бору шумит.

- Посади сосну.

Лучше не одну —

Вместе с кленом,

Елкой, вязом,

Посади их вместе

Разом.( М. Садовский.)

Из почек готовят «сосновый мёд», который полезен при весеннем недостатке витаминов.

 

На кустах колючей дикой розы

Витамина С большие дозы. (Шиповник)

Растение используется как витаминное,  общеукрепляющее,

 

 

- На синем лугу распустилась ромашка. Какая на ней золотая рубашка!

Я глаз от нее отвести не могу. Да это же солнце на синем лугу!

(Ромашка) М. Найдёнова.

Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.

 

Под зелёным под листом

Я люблю устроить дом.

А когда я повкуснею,

А когда я покраснею,

Ребятишки тут как тут! –

Обязательно найдут! (Земляника)

Ягоды земляники восстанавливают слабый организм.

ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ

- Как только не ругают меня.  Я виновата лишь в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня — долго потом рука будет «гореть». На моём стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснёшься ко мне, иголочками вопьюсь в кожу и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Конечно же я…(Крапива) Плешаков А. А.

 

Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!

  

 

- Путника друг подорожник,

Скромный невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг

Многим из нас невдомёк

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног.. (Подорожник) В. Рождественский.

Листья растения останавливает кровотечение.

 

Снег не весь ещё сошёл

Обогрелся чуть песок,

А на нём уже расцвёл

Жёлтый маленький цветок. (Мать-и-мачеха).

Отвар травы полезен при кашле.

–Почему так названо растение? ( С одной стороны листья мягкие, а с другой жёсткие)

Говорят, я злой,

Для зверей плохой.

Не брани меня ,

Пожалей меня.веробой)

Заживляет раны человека .

 

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка? (Калина)

Отвар плодов применяют при повышенном кровяном давлении.

 

- Этот цветок очень любопытный. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило и осветило его желтым лучиком. Пожелтел цветок и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — на восток смотрит, поднимется в зенит — поднимет головку кверху, приблизится к закату — не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. Что это за растение?

 (Одуванчик)  С. Красиков.

Сок одуванчика применяется при бородавках.

 

- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.  (Слайд)

 

 

3. Разгадывание кроссворда и чтение ключевых слов.  

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

3

 

 

 

 

 

8

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, ребята. Мы посетили с вами лесную аптеку. Здесь живут  разнообразные лекарственные растения. С их помощью человек лечит и предупреждает болезни. Их собирают и сдают в государственные учреждения -  аптеки. Но, собирая, соблюдай правила сбора и всегда помни: не навреди природе.

 V Станция «Отдыхай-ка». Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся  (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,   (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел   (Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.  (Покружиться) (Слайд)

 

 

VI.  Применение знаний учащимися. Правила сбора и сушки.

1. Работа в группах по карточкам. (Слайды)

К. - 1. «Где собирать лекарственные растения?  Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.
  • Собирай растения около автомобильных дорог.

 

К. - 2. «Когда собирать лекарственные растения?  Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай растения в дождливую погоду.
  • Собирай растения в сухую погоду.

 

К. - 3. «Какие лекарственные растения собирать?  Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собери травы с пятнами.
  • Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.

 

К. - 4. «Как собирать лекарственные растения?  Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные  растения все до единого.
  • Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.

 

К. – 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.

  • Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.
  • Избегай прямого попадания солнечного света.
  • Суши растения в сырой комнате.

 

 2. Игра «Целители». (Приготовление фиточая) (Слайд)

 

1)      Составление алгоритма «Приготовь по рецепту».

 

Построй алгоритм из заданных действий.

Возьми банку с лекарственным сырьём

.

 

Долей кипяток

Переложи сырьё в пустую банку

 

 


Отмерь столовую ложку сухого лекарственного сырья

Накрой крышкой.

2. Работа в группах.  Приготовление фиточая по алгоритму «Приготовь по рецепту» и проведение исследования. (Каждая группа получает баночку с лекарственным растением и готовит фиточай по совместно составленному рецепту)

Заполни таблицу. (Слайд)

Растение

Запах

Цвет

Применение

 

 

 

 

Из лесной аптечки ребята достают баночки с лекарственными растениями.

 

1 группа  Фиточай «От жара»; трава – липа.

2 группа Фиточай  «От кашля» трава - сосновые почки.

3 группа Фиточай  «От волнения» трава – душица.

4 группа  Фиточай «Витаминный»; трава - шиповник

5 группа  фиточай  «От повышенного кровяного давления» - калина

 

3. Реклама «Наш фиточай самый полезный». (Ввывешивание заполненных таблиц и обоснование приготовленных продуктов)

 

VI.   Рефлексия. Самооценка ответов учащихся.

- Что вы нового узнали на уроке?

- Как помочь Мише и Лене, бабушке и маме? Чем их лечить?

-Как правильно собирать растения, не навредив природе?

- Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как – мы, такая же – живая!

VII. Домашнее задание.

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:___________; рассердиться на тебя: ____________.

 

- Ребята, если вам понравился урок, наклейте на землянику красные спелые  ягоды. А кто недоволен уроком – зелёные недозревшие  ягоды.

Всегда живи в ладу с природой.  (Слайд)

 

Литература

Ужегов Г.Н. Основные лекарственные растения: Краткая энциклопедия народной медицины. – М.: АСТ, 2000.

Красная книга Чувашской Республики. – Т 1. – Ч., 2001.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Н. В. Ёлкина, Т. И. Парабарина. – Ярославль: Академия развития, 2008.

Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс – М.: Вако, 2007.

 

Разработка  открытого урока опубликована в журнале Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики «Народная школа» в №4 (109) 2010 года.