Современные формы внешкольного образования:

Современные формы внешкольного образования:

образовательный туризм, летние творческие лагеря

 

  

          «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».  Эти хорошо всем известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.

         Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору.

       Воспитательная система в Большеяниковской школе ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействие с ними.

                Основу развивающей воспитательной системы школы педагогический коллектив видит в познавательной коллективной деятельности. Учитывая необходимость актуализации учения как главного вида деятельности школьников, школа  строит воспитательную систему на базе постоянного совершенствования познавательной деятельности. Положительными предпосылками для этого является то, что большинству членов педагогического коллектива присущи высокое профессиональное мастерство, значительный творческий потенциал, стремление к новым начинаниям.

 

Все более острой проблемой год от года становится свободное время учащихся, воспитание у них разумно, интересно, с пользой для себя и других проводить досуг. Несмотря на все сетования на учебную нагрузку, на нехватку времени, у наших детей времени свободного от учения, выполнения домашних заданий, общественных поручений и обязанностей – очень много. В среднем 180 дней каникул, воскресений, праздников и еще около 100 часов остаются в распоряжении учащихся. Они заполняются разнообразной досуговой деятельностью:

  дополнительная учеба по личной инициативе;

  самообразование;

  общественная деятельность;

  научно-техническое творчество;

  прикладной труд;

  художественное самодеятельное творчество;

  спорт, туризм, физическая культура;

  общение с природой и экологические занятия;

  общение по интересам;

  любительские занятия;

  игры (сюда же входит отдых).

 

          Грамотно организованное внеурочное время детей – это школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности; школа профилактики правонарушений. Досуг – это школа поддержки одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, «трудного», так как победа ребенка в досуговом деле – это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться.

Если учащемуся удается добиться успеха в школьные годы, даже в области дополнительного образования, у него есть все шансы на успех в жизни. В нашей школе осуществляется идея о равновесии, равноценности обеих сфер деятельности ребенка – учебной и внеучебной. Для этого организованы и действуют 23 кружка и различные секции:

 

Русский язык для поступающих –                       23 уч. - 9,6%

Математика для поступающих                            23 уч. - 9,6%

         Православная культура                                         10 уч. - 4%

         «Счастливый английский» для нач. классов      10  уч - 4%

         Креативная математика                                        19 уч. - 8%

Любители английского языка                              15 уч. - 6%

Юный журналист                                                  20 уч .- 8%

Художественное оформление и дизайн              15 уч. - 6%

Физическая подготовка                                         32 уч. - 13%

Гимнастика                                                             12 уч. - 5%

Спортивные игры                                                  32 уч. - 13%

Шашки и шахматы                                                15 уч.- 6%

         Деловой русский язык                                          19 уч.- 8%

         Риторика                                                                19 уч. - 8%

         Литература + театр                                               20 уч. - 8%

         Ритмика+танец                                                      20 уч. - 8%

         Ратная история Отечества                                   19 уч. - 8%

         Компьютерная верстка и дизайн                        19 уч. - 8%

         Инфознайка                                                           25 уч.- 10,4%

         Юный биолог                                                        20 уч.- 8%

         «Хочу все знать»                                                  15 уч. - 6%

         Школа выживания                                               19 уч. - 8%

         Легкая атлетика                                                    30 уч. -12,5%

 

                                   

                                           Занятость учащихся школы  по интересам

         Всего через сеть дополнительного образования воспитанием, развитием и образованием охвачено 229 учащихся (95%).

        

 

 

Дополнительное образование учащихся  школы  (по направлениям):

 

 

Кол-во уч-ся

Худож. творчество

Туристско-

краеведч.

Техническое

Эколого-биолог.

Физкульт.-спортивн

Военн-патриот

познавательное

229

 

95%

 

50

 

21%

19

 

8%

 

25

 

11%

 

25

 

11%

 

70

 

30%

19

 

8%

21

 

21 %

 

 

 

       Ярко проявляется самореализация и творчество учащихся в различных конкурсах районного, республиканского, всероссийского уровней. Победителями и лауреатами конкурсов ежегодно становятся члены кружков «Ритмика и танец» под руководством Кудряшовой Т.А., «Юный биолог» (рук. Табакова Т.Р.), «Инфознайка» (рук. Григорьева А.П.), «Школа выживания» (рук. Иванов В.Н.), фольклорная группа «Шанчảк» (Руководитель Гаврилов Н.Н.), воспитанники спортивных секций (рук. Архипов Ю.П. и Павлов Е.В.). Объединения регулярно показывают свою работу родителям. 

        В последнее время все большее внимание уделяется различным формам внешкольного образования. По своему содержанию внешкольное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом внешкольного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

        Особое место во внешкольном образовании занимает летний отдых и занятость учащихся. Но как организовать его не только интересно, но и с пользой? Один из вариантов — образовательный туризм, другой - летние творческие лагеря, набирающие сегодня все большую популярность.

       Туризм в школе считается одним из приоритетных видов досуга. Сегодня у нас создана неплохая материально- техническая база для его развития. Это направление в нашей школе культивируется только третий год, но уже школьная команда добилась определенных успехов. Второй год подряд туристы школы становятся победителями районного слета туристов, краеведов и экологов. Этим летом учащиеся кадетского класса, которые также являются членами туристического кружка, на республиканском кадетском «Орленке» в конкурсе «Туристическая полоса препятствий» заняли 2 место. Ежегодно учащиеся совершают походы с целью очистки родников, разметки экологических троп. Во время прохождения маршрутов проводятся краеведческие исследования, которые потом используются на уроках КРК, истории, географии, биологии. Традиционным стало проведение школьного туристического соревнования "Снежинка". Занятия туризмом развивают у школьников настойчивость, силу воли, высокую дисциплинированность, коллективизм, личную инициативу и взаимовыручку.

        Ежегодно школа организует однодневные экскурсионные поездки  для учеников и педагогов.  Основной целью таких поездок являются: расширение знаний и обогащение впечатлений детей о родном крае; формирование начальных историко-культурологических представлений; развитие любознательности; приобщение детей  к прекрасному. В этом году школьники посетили краеведческий музей в п. Урмары, музей Боевой Славы в с.Шоркистры, музеи и театры г. Чебоксары. А в дальнейшем мы планируем поездки за пределы республики.

       Летний отдых сегодня – это возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. В июне 2009 года на базе нашей школы работала профильная смена военно-спортивного направления пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. В лагере отдохнули учащиеся младших и средних классов в количестве 25 человек. Целью реализованной воспитательной программы было создание   единого пространства гражданско-патриотического воспитания для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов Отечества. Жизнь в лагере была насыщенной, полной событий и встреч. Педагоги старались организовать деятельность детей  интересно, с выдумкой, увлечь их полезными практическими занятиями: это и благоустройство территории и помещений, и поддержание в лагере чистоты и порядка, и изготовление полезных и нужных вещей, и охрана природы и т.д. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, балансирует его мышление и эмоции. Кроме того, лагеря способствуют формированию  у ребят коллективизма, коммуникативных навыков.

       Таким образом, внешкольное образование детей в нашей школе является той сферой, которая обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

       Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.