Роль уроков ОРКСЭ в
формировании духовной нравственности учащихся
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведёт к табакокурению, алкоголизму, наркоманию, аморальному поведению. (Слайд 2)
Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополненяют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия. (Слайд 3)
Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком.(Слайд 4).
Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как преподаватель Основы религиозной культуры и светской этики, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.
Для проведения успешного и результативного урока поступили в школу учебно-методический комплект к модулю «Основы православной культуры», (Слайд 5)
который включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для родителей, мультимедийный диск. Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер», «Исторические факты». Вместе с тем, затрудняют работу мелкий шрифт, невозможность увеличения шрифта. В электронном приложении не достает отрывков из фильмов, авторского чтения художественных произведений, мал иллюстративный ряд. Возможность пользоваться данным диском есть у каждого школьника. Учебники в основном соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Однако иллюстрации в учебнике не всегда соответствуют теме урока, желательно, чтобы материалы учебника были дополнены отрывками из художественных произведений по темам, терминологическим словарём. С целью организации творческих работ, усвоения основных понятий, контроля я считаю, что необходимы рабочие тетради к учебнику, которые позволят организовать смену деятельности на занятиях.
(Слайд 6)
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. При заполнении заявлений на изучение одного из модулей курса выбор уже не был столь однозначным, что из 14 родителей обучающихся 100% изъявили желание, чтобы их ребенок изучал модуль «Основы православной культуры». Родительские собрания, книги для родителей, беседы с учителями, преподающими данный курс, развеяли сомнения. Постоянно приглашала родителей на свои уроки, проводила консультации. Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются их дети, задавали множество вопросов – значит им самим было интересно. Многие родители приходили и делились своими впечатлениями о прочитанном в учебниках. Родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам. После каждого урока многие дети делятся дома информацией, сразу готовят домашнее задание, рисуют, читают книги.
Хочется отметить, что все посещенные уроки были интересными, проведены учителями с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной, групповой.
Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, активно использую ресурсы интерактивной доски, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики. (Слайд 7)
Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где находят необходимые песни, репродукции мультфильмы. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работают с диском к учебнику, составляют презентации с новыми терминами, иллюстрации к текстам учебника. Имеют возможность использовать на своих уроках интерактивную доску. Эта доска помогает проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.
Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. (Слайд 8)
Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Например, на 6 уроке «Проповедь Христа» некоторых ребят возмутила заповедь «…кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…». Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться.)
Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе.
Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку. (Слайд 9)
Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается. А то, получается, начинаем воспитывать культуру только с этого года с 4 класса. А что в таком случае с детьми, которые уже в 6 классе, в 7 классе и старше?
Заключительный урок мы решили провести в форме конференции, на которой ребята, изучающие разные модули смогли бы обменяться знаниями, полученными на уроках. Итоговые уроки мы запланировали провести с приглашением родителей. Обучающиеся представили презентации групповых творческих работ по ранее изученным материалам на разные темы: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много», «Традиции счастливой семьи?», «Дорогой сердцу уголок», «Город будущего»
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые я использовала, выступают следующие методы:
Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.
Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых. Замечено, что отношения между детьми в классе стали более ровные, доброжелательнее, ответственнее, доброжелательнее.
На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.
Кроме этого на своих уроках применяю элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
О перспективах модуля.
Две четверти по два урока отводится на изучение данного модуля. Не получится ли так, что за короткий промежуток времени мы вложим в ребёнка понятия «добра и зла», «милосердия и сострадания», «совести и раскаяния», которые затем благополучно забудутся? Не лучше ли - один час в неделю уменьшит перегрузку, увеличит время для подготовки творческих домашних заданий, даст возможность спокойно переварить, пропустить через себя полученную информацию.
Первичное наблюдение за детьми, есть ли изменения в их внутреннем мире?
Трудно говорить о том, какие изменения у ребёнка произошли во внутреннем мире за три месяца, к тому же ещё между ними трёхмесечный перерыв, но то, что ребята начинают соотносить свои поступки с заповедями, что всё чаще слышишь в замечаниях друг другу: «А совесть твоя где, спит?», вселяет надежду, что уроки не прошли даром.
У большинства родителей учебный предмет вызвал положительные отзывы.
В сентябре на родительском собрании мы поддержали введение данного курса и родителями было высказано мнение, что хорошо возрождать в наших детях духовность, которой, к сожалению, многие в нашем обществе уже лишены, что родители не всегда знают, как воспитать в детях уважение к нравственным законам, а уроки православной культуры поможет в этом и родители рады, что введен этот курс!
Таким образом, уроки ОРКСЭ помогает формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.
И мы считаем, что преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ позволит подготовить региональную систему образования к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.
Уроки ОРКСЭ нужны и важны. И нужны они именно в рамках обязательного образования.
(Слайд 10)
(Слайд 11)
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.
Я желаем всем успехов в изучении нового курса ОРКСЭ и надеюсь, что данный курс после успешного проведения апробации останется в школьной программе.
Спасибо за внимания!