"Изобретать? Это так сложно! Это так просто!"

Цель: показать методические приемы и элементы педагогической технологии изобретательских задач.

Применяемые методики, технологии:

  • Метод творческой деятельности.
  • Технология изобретательских задач.

Оборудование: презентация (Приложение ), цветные карточки для рефлексии, цветные круги для  выбора групп (3 цвета по 5 шт), 3 набора для работы групп (1 – блокнот, карандаш, скотч; 2 – нож, пластиковая бутылка, соль, спички; 3 – мыло, лента, клей, ножницы, пустая баночка из-под крема, набор иголок), инструкция  группам, карточки с ситуациями, презентация.

Содержание

Чистый лист бумаги белой
Ты согнешь рукой несмелой
Начиная волшебство
Спутники и самолеты
Вдруг отправятся в полеты
Поднимаясь на крыло
Чтобы сделать это чудо
Нужно взять шаблонов груду
Чтобы выбрать свой один.

Добрый день, уважаемые коллеги. Опыт моей работы показывает, что во всех без исключения изобретательских задачах скрыт резерв приобщения учеников к элементам конструкторской деятельности, к техническому творчеству, которые очень эффективны для самообразования и развития познавательной деятельности.
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: “Требуется изобретатель!”.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь физические  законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

В каждом из нас «живёт» изобретатель. Вспомните ситуации, когда в самый не подходящий момент ломалась или не находилась очень необходимая вам вещь. Не секрет, что, часто на приобретение очень нужной, в данный момент, вещи у нас нет финансов. И тут приходит на помощь живущий в нас изобретатель. Сегодня он вновь потребуется нам.
Для того чтобы познакомиться с вами я задам три вопроса.

Поднимите руки – кто любит море, хотел бы позагорать  на его берегу?
А кто любит походы, песни у костра?
Кто из вас любит сладкое, и ходить в гости?

Прошу тех, кто получил жетоны пройти к столам. Так мы разделились на группы. Каждая команда получает задание в соответствии со своими интересами, так же краткую инструкцию и набор для выполнения задания. В вашем распоряжении всего 10 минут для того чтобы решить проблему, сделать модель своего изобретения и представить её.

Работа групп

Пока наши изобретатели ищут выход из сложившейся ситуации я предлагаю сделать «зарядку для ума».

Придумайте 10 способов применения линейки, (при себе листок, подложку и карандаш).

Это тренировочное упражнение помогает увидеть знакомый предмет с иной, не привычной точки зрения, что способствует формированию изобретательского мышления. Используется на начальном этапе ознакомления обучающихся с изобретательскими задачами.

Участники групп готовы представить нам свои решения.

Задание 1

Вы попали на необитаемый остров. У Вас есть только то, что было в карманах: записная книжка, ручка, скотч. В единственном источнике пресная вода находится на глубине вашей вытянутой руки. Вы можете только коснуться её самыми кончиками пальцев.  На острове есть кокосовые пальмы, но стволы их очень толстые и вам их не обхватить руками. Других плодов и ягод на острове нет. Помощь прибудет не раньше двух недель. С Вами нет даже Пятницы. Что надо делать чтобы  Вам выжить до того как Вас спасут.

Задание 2

Отправившись в поход, Вы отстали от группы и заблудились. Продукты съели, вода почти закончилась. Вы вышли на берег таёжной речки. В ней есть рыба. Но у Вас остались: нож, пустая пластиковая  бутылка из под воды. Есть ещё соль, но спички отсырели. Что надо делать, чтобы не умереть от голода и жажды?

Задание 3

Вас пригласили на день рожденья, но в последние дни Вы так были заняты, что совсем забыли о подарке Вспомнили Вы об этом всего за час до выхода. Сегодня воскресенье, в магазин Вы не успеваете, да и с финансами у Вас проблема.  Вы осматриваетесь и замечаете на полке: кусок мыла, ленту, набор иголок, клей, пустую баночку из-под крема. «Есть идея!» – вскрикиваете Вы, и через несколько минут подарок готов. Что Вы подарите на день рождения?
Вы прошли испытания и я прошу участников групп помочь  мне составить план  решения изобретательской задачи
Вспомните,  что вы делали в процессе работы над изобретением?
Что вы сделали в первую очередь ?Оценили , проанализировали ситуацию, обозначили проблему  (Проблема)
Что было потом? Выдвигали гипотезы, идеи, о том, как можно решить  возникшую проблему. (Идея)
Следующий шаг? Выбрали один путь к решению проблемы. (Выбор)
Что делали дальше? Реализовали принятое решение, изготовили приспособления. (Действие)
И какой же последний этап?
Защита – венец работы и один из главных этапов обучения начинающего изобретателя.
И я дарю вам  «Памятку изобретателю»:
– Первый шаг – выбор задачи – имеет огромное значение для всего творческого процесса.
– Изменить, улучшить можно все без исключения.
– Изобретатель должен помнить: не следует искать «универсального» решения. Надо обязательно иметь в виду конкретное оборудование.

Сегодня вы познакомились с элементами технологии изобретательских задач. Я прошу вас выразить своё отношение к этому виду деятельности  подняв карточку соответствующего цвета.

Заключительное слово.

– Я рада, что нашла сегодня единомышленников, надеюсь, что те кто хоть и осторожно, но начнет использовать эту технологию тоже увидят горящие глаза ребят, а кто ещё не готов к этому виду работы  изменят со временем своё мнение. Благодарю всех за отличную работу. И в заключение хочу сказать:

Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.