Оценка содержания йода в продуктах питания и влияние йододефицита на антропометрические параметры учащихся.(Материалы Всероссийской заочной конференции "Актуальные проблемы науки и образования", посвященной 80-летию ГОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева", 65-летию Великой Победы, Году учителя в России. 30.11.2010 г, Т.Р.Табакова -учитель биологии, М.П.Табаков-учитель химии, И.И.Петров уч-ся 10 кл.)

            Оценка содержания йода в продуктах питания и влияние

    йододефицита на антропометрические параметры учащихся

 

            Т.Р. Табакова, учитель биологии

           М.П.Табаков, учитель химии

           И.И. Петров, ученик 10 класса 

                                              

         МОУ «Большеяниковская средняя общеобразовательная школа»

        Урмарского района Чувашской Республики, Россия

 

Аннотация. Основная биологическая роль йода в организме – участие в образовании гормонов щитовидной железы. Выявлено,  что в Урмарском  районе дефицит йода в большей степени испытывает детское население. Установлена зависимость между физическим развитием, невысокой успеваемостью учащихся и недостаточным содержанием йода в их организме.

Ключевые слова: йод, йододефицит, антропометрические параметры, весо-ростовой индекс, адаптационный потенциал, титр.

 

 Общеизвестно, что с каждым годом увеличивается число людей, страдающих заболеваниями щитовидной железы, из которых треть больных – дети. Причина этого – недостаток йода в организме.

Чувашская Республика относится к регионам с дефицитом содержания йода в воздухе, воде, почве. В среднем каждый житель нашей республики потребляет в день 40-50 мкг йода, что в 2-3 раза меньше его суточной потребности. Недостаток йода в организме вызывает серьезные нарушения обмена веществ, способствуя развитию зоба, последствия которого могут быть очень тяжелыми. Особенно опасен он для детей, вызывая необратимые нарушения растущего мозга. Детям трудно учиться в школе, осваивать новые знания и навыки. От дефицита йода страдает не только мозг ребенка, но и его слух, зрительная память и речь. Недостаток йода сказывается на работе жизненно важных органов, приводит к задержке физического развития  [1].

Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в сельских районах. Человек получает йод только извне: 90% с пищей, а 10% - с водой и воздухом. У населения сельской местности в питании преобладают местные продукты, которые мало содержат йод.   Следствием этого является рост йододефицитных заболеваний в республике как и стране [3].

         В связи с этим изучение содержания йода в продуктах питания и его влияние на здоровье детей сельской местности и проведение профилактических мероприятий по устранению дефицита йода является актуальным.

Цель работы: определение содержания йода в продуктах питания и изучение влияния дефицита йода на растущий организм учащихся МОУ «Большеяниковская СОШ» Урмарского района ЧР.

Исходя из поставленной цели исследований, для решения были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить литературу и провести анкетирование по проблеме недостатка йода и выявления основных мер по профилактике йододефицитных заболеваний.

2. Оценить содержание йода в хлебобулочных изделиях и поваренной соли.

3. Выявить корреляционную связь между содержанием йода в организме учащихся и их успеваемостью.

4. Установить разницу показателей физического развития детей с низким содержанием йода и здоровых детей.

 Работу выполняли в течении марта – октября месяцев 2010г. В лабораторных кабинетах биологии и химии МОУ «Большеяниковская СОШ» Урмарского района ЧР.

Для поставленных задач использовал:

1. Социологический метод. Осуществлено анкетирование среди учащихся 6 – 11 классов (162 ученика) с целью выявления осведомленности о биологической роли йода и его влиянии на здоровье человека. Анкета включает 7 вопросов. Так же проведена беседа с детским врачом  эндокринологом Урмарского района на тему «Больные щитовидной железой среди взрослого и детского населения Урмарского района».

2. Химический метод.

А) Определение содержания йода в поваренной соли методом титрования раствором тиосульфата натрия. Для исследования брал соль в разных упаковках: бумажной, полиэтиленовой, пластиковой, опыт проводил в трёх повторностях.

Б) Определение содержания йода в хлебе Урмарского хлебозавода качественным анализом по интенсивности синей окраски.

3. Методика йодной сетки Стражука Б.А. [ 4]. В исследовании приняли участие ученики 6-11 классов (162 ученика).

4. Антропометрический метод. Выбрали 10 учеников (5 девочек и 5 мальчиков) с низким содержанием йода,  поставленных  на учет в районной больнице, и 10 (5 девочек  и 5 мальчиков) здоровых детей одного возраста. Оценку физического развития производил с использованием метода индексов [2].

А) Весо-ростовой индекс (ВРИ) (индекс Кетле): определяет, сколько массы тела приходиться на сантиметр роста. Он рассчитывается путем деления массы тела испытуемого на его рост.

Б) Индекс крепости телосложения (индекс Пинье): выражает разность между ростом стоя и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. 

В) Определение адаптационного потенциала (АП) организма по методике Апанасенко Г.Л.   

           Проанализировав результаты анкет, мы выяснили, что 26% школьников не знают о значении этого элемента для организма и затруднились ответить, для  функционирования какой железы он необходим.  Учащиеся  знакомы с такими заболеваниями щитовидной железы как зоб, базедова болезнь, микседема и  критинизм  (36%), 64% затруднились ответить на этот вопрос. Среди опрошенных 82 % употребляют в пищу йодированную соль. Морепродукты часто присутствуют в рационе лишь у  21% опрошенных. При этом никто из них не  употребляет морепродукты каждый день. Чаще всего в рационе преобладают: картофель – 97 %, капуста – 68%,  свекла - 55%, крупы -22%, сухарики – 18%, морская капуста – 13% (употребляют в школе). 60 % учащихся заинтересованы в проблеме йододефицита. Для решения этой проблемы 26 % учеников считают, что победить йододефицитные заболевания может употребление продуктов с высоким содержанием йода в них, 13% думают, что помимо правильного питания, нужно ещё и принимать специальные таблетки, витамины, биологически активные добавки, 4% опрошенных предлагают добавлять в школьную пищу йодированную соль, а 2 % морепродукты. Лишь 1 % школьников в качестве метода решения проблемы развития и распространения йододефицитных заболеваний видит просвещение. Таким образом, мы видим, что уровень знаний наших учащихся  по рассматриваемой проблеме  недостаточно высок.     

  В районе проживает 29,1 тыс. населения, из них 246 детей (5,7%) и 484 взрослого населения (1,94%) больные эндокринной системой. что составляет 7,7%.. В нашем районе, как и в республике, с помощью неонатального скрининга проводится массовое обследование новорожденных детей на врожденный гипотиреоз, применяется данный метод в районе уже 12 лет. Этим методом выявлено 3 случая врожденного гипотиреоза за 2002-2005 г.

При определении массовой доли содержания йода для исследования мы использовали соль в разных упаковках. Установлено, что йодированная соль имеется в наличии во многих торговых точках, но количество йода в бумажной упаковке не соответствует ГОСТу (40,0±15 мкг на 1 г соли). В пластиковой упаковке - в норме. Это можно объяснить тем, что йодированная соль требует особого хранения в герметично закрытых банках при нормальной температуре и в сухом месте.

Для определения йода в хлебе для исследования взяли черный хлеб Урмарского хлебозавода, который по требованиям ГОСТ в составе должен содержать йод, но йода мы не обнаружили.

 По методу Стражука Б.А. всего было осмотрено 162 ученика Большеяниковской средней школы. Результаты исследования оказались таковы: в среднем у  21% учащихся йодная сетка исчезла через 3 часа, у  17% -через 6 часов, и только у 16% йодная сетка не исчезает в течение суток. Таким образом, мы видим, что большинство учащихся нашей школы испытывают дефицит йода.

Зависимость успеваемости учащихся от дефицита йода в  их организме: чем раньше йодная сетка исчезла с предплечья, тем хуже успеваемость и качество знаний ученика, соответственно, чем дольше она держалась, тем успеваемость и качество знаний выше.

Таким образом, можно предположить, что одной из причин низкой успеваемости учащихся является недостаток йода в организме.

          Дети, испытывающие дефицит йода, имеют низкий  весо-ростовой индекс, индекс крепости телосложения. Установлено, что адаптационный потенциал у учащихся с низким содержанием йода свидетельствует о снижении функциональных возможностей организма (3,21 – 4,30), в отличие от здоровых ребят (2,10), которые характеризуются высокими функциональными возможностями организма. Таким образом, один из параметров, влияющих на физическое развитие учащихся,  является  недостаток йода в организме.

          Таким образом, в Урмарском районе дефицит йода в большей степени испытывает детское население. Выявлена зависимость между физическим развитием, невысокой успеваемостью учащихся и недостаточным содержанием йода в их организме.  Йодированная соль имеется в наличии во многих торговых точках, но количество йода в ней не соответствует ГОСТу. В хлебобулочных изделиях Урмарского хлебозавода йод  не обнаружен.

 

                                                         Список литературы

1. Борисова, Н.В. Материалы по национально-региональному компоненту в курсе биологи/  Н.В.Борисова. – Чебоксары, 2007. - С.14, 101.

2. Володин, В.А Энциклопедия для детей. Химия / В.А. Володин ., М., Аванта, 2000.

 

3. Губарева, Л.И. Экология человека. Практикум для вузов / Л .И. Губарева.- М.: .ВЛАДОС,-2003. 112 с.

4. Дедов И.И., Герасимов Г.А. Дефицит иода – голод скрытый и коварный.// Здоровье, 1984, №2, с.6-8.

5. Заборовская, Н. Н. Социально-гигиенический мониторинг и профилактика  йододефицитных заболеваний/ Н.Н.Заборовская, В.А. Конюков.. М., 2000.-С.237.