Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии.
Табакова Т. Р., учитель биологии
МОУ «Большеяниковская СОШ» Урмарского района
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и новых педагогических технологий.
В своей работе использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно - ориентированное обучение. На современном этапе личностно - ориентированное обучение актуальна, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.
Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований, которым я стараюсь следовать. На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе активно использую четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной, исследовательской деятельности.
Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, устранять перегрузку программ, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях. Слабые учащиеся могут использовать опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме. Кроме этого, контроль проводится в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, биологического диктанта. Использую приём «Хочу спросить»: любой на уроке имеет право задать вопрос товарищу. При контроле применяю и такие задания: подпиши изображённое на рисунке, распознай семена растений, вставь пропущенные слова, найди общие закономерности, установи соответствие биологических определений и терминов, игры.
Основная цель уроков игровой педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.
Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт творческой деятельности учащихся. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. Например, метод эвристических вопросов (Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни), метод эвристического исследования (Почему мы так говорим: как рыба в воде, нем, как рыба. Верно ли это с биологической точки зрения?), метод образного видения (Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные) и другие задания.
На уроках использую педагогические мастерские, дополняющие личностно-ориентированное обучение. Это особая форма учебного занятия, основанная на практических действиях и свободном творчестве учащихся. В мастерской действует принцип «строим свои знания вместе». И каждый для себя совершает открытия — и в предмете, и в себе. Часто используется групповая работа, совместная разработка проекта. Но такой общий творческий продукт обязательно включает фрагменты работы каждого. Я подбираю такой индуктор (индуктором могут быть стихи, открытки, звуки, рисунки, произнесенная фраза), который спровоцировал бы у детей поток вопросов (мотивационный запрос). Вопросы можно выписать на доске, разделить на группы, выбрать ту группу вопросов, которая очерчивает круг поиска на данном уроке.
По ходу урока предлагаются биологические задачи, ситуации, предметы для конструирования, набор справочной литературы, информационные карточки, которые приходится «разгребать». Ученики выдвигают гипотезы, проводят исследования, уточняют знания.
Записанная мысль подвергается взаимному прочтению (социализация). Происходит сравнение своего проекта или проекта своей группы с другими с целью обогатиться идеями других, убедиться в эффективности избранного тобой пути поиска. Создается единый продукт группы (чаще малой) с обобщением и развитием идей каждого учащегося (социоконструкция). Афиширование - предъявление продукта работы в мастерской всему классу. Чаще всего используется «выставка» работ, что позволяет сэкономить время и ознакомиться каждому ученику с каждой работой. Афиширование — одна из форм социализации знаний. Автор может отвечать на вопросы по уточнению и пояснению к своей работе. Исключены оценки «эта работа лучше», «вы ошиблись», «у нас правильно» и т. п. А в конце - рефлексия — анализ движения собственной мысли, своей работы.
Биология как школьный предмет многопланова. При умелом использовании, к примеру, педагогических мастерских, я считаю, можно создать условия для развития творческих способностей детей как при работе с природным материалом, натуральными объектами, так и при «открытии» детьми общебиологических закономерностей и философских идей. А темы для мастерских могут быть самыми разными: «Почему мы все разные?», «Что значит «приспособиться»?», «Дом, в котором мы все живем», «Где твой дом?», «От простого к сложному», «Полет», «Кто красивее?» и многие-многие другие.
В работе мастерской важен не только результат творчества, но еще более важен сам процесс приобщения ребенка и взрослого к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности.
Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.
Навыки исследовательской экспериментальной работы учащиеся приобретают в основном во внеурочное время, занимаясь в кружке “ Юный исследователь”. Учащимся предлагается ряд опытов на выбор с учетом их интереса, возможностей. Некоторые опыты достаточно просты в исполнении, они помогают учащимся приобрести опыт наблюдения и эксперимента, другие предполагают более высокий уровень подготовки учащихся, стремление к исследовательскому поиску. Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам.
Результативность занятий экспериментальными исследованиями можно проследить и по динамике участия ребят в научно-исследовательских конференциях. Победителями республиканских научно-практических конференций в 2010-
При подведении итогов уроков с применением личностно–ориентированной технологии для осознания школьниками собственной деятельности и ее результатов необходимо выставлять оценки и проводить рефлексию. Домашнее задание предлагаю ученикам по выбору, обязательно включаю творческие задания.
Итогом моей деятельности является то, что каждый год обучающиеся 9-11 классов успешно сдают экзамены по биологии и поступают в ВУЗы республики.
Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на уроках. Свою технологию и личностно-ориентированный подход использую в работе с одаренными детьми в школе. Данная методика результативно обеспечивает выполнение программы «Одаренные дети»: школьники являются победителями районных олимпиад по биологии и экологии, за последние три года - 15 районных победителей и призеров предметных олимпиад, 1 призер республиканской предметной олимпиады по биологии, 16 – районных олимпиад для 6 – 9 классов, олимпиад по лесничеству, дистанционных олимпиад по биологии.
Конечно, провести личностно - ориентированный урок не так-то просто, а использовать основные идеи личностно-ориентированного обучения на отдельных этапах урока сможет каждый.
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.
Литература
1. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения.- М., Издательство «Первое сентября», 2001. – 224 с.
2. Капустин Н.П. «Педагогические технологии адаптивной школы».- М.: «Академия»,2001. – 216 с.
3. Никишина И.В. «Инновационные пед. технологии…».- Волгоград: Учитель, 2007.- 91 с.
4. Степанова Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности».М.: ТЦ Сфера, 2003 ., 128 с.
5. Якиманская И.С. « Личностно-ориентированное обучение в современной школе».- М.: Сентябрь, 1996 .- 96 с.
6. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы
психологии, 1995.,- № 2.-с.13-21.