Выступление заместителя директора по УВР Дзюба Л.Я. на августовском совещании учителей Урмарского района
Индивидуализация образовательного процесса - одно из требований федерального государственного образовательного стандарта
Добрый день, уважаемые коллеги, участники конференции!
1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашего района 253 первоклассника начнут свой школьный путь с новыми Федеральными государственными стандартами. Федеральные государственные стандарты -
инструмент модернизации системы образования. Главным результатом его введения должна стать успешная адаптация ребенка ко взрослой жизни во взрослом обществе. В.В.Путин в своем выступлении на VI съезде Всероссийского педагогического собрания 31 мая 2011 года отметил: «Нам важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности. Именно такую логику должны отражать новые образовательные стандарты».
Современное общество ориентирует школу на развитие и воспитание человека инициативного, творчески мыслящего, умеющего находить нестандартные решения, осознанно выбирающего свое будущее. Сегодня решение этой задачи возможно через индивидуализацию обучения - процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной учебной деятельности. Именно этим и занимался наш педагогический коллектив, работая над реализацией идеи личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся, в основе которого лежит индивидуализация процесса обучения.
Наши первые шаги в направлении индивидуализации были сделаны, когда в школе организовывалось предпрофильное обучение в 9 классе, создавались профильные группы в старших классах. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников. Сегодня в 10-11 классах сформированы социально-экономический и естественнонаучные профили. Изучение математики, русского языка, физики, химии, биологии, обществознания идет на двух уровнях: расширенном и профильном. Учащимся 9-11 классов предлагается целый спектр элективных курсов. Для расширения возможностей учащихся в получении качественных и разнообразных образовательных услуг школа использует сетевые формы взаимодействия с учреждениями высшего профессионального и дополнительного образования. Выстроилась система психолого-педагогического сопровождения учащихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных траекторий, обозначена роль и место в этом классного руководителя, педагога дополнительного образования, школьного психолога. Для профессионального самоопределения учащихся используются разнообразные формы внеурочной деятельности: работа с индивидуальной траекторией развития ребенка увеличила проектную составляющую в деятельности педагогического коллектива. Ежегодно учащиеся представляют проектные и исследовательские работы в республиканских и всероссийских научно-практических конференциях, конкурсах и становятся победителями и призерами. В этом учебном году 10 работ признаны лучшими, 3 из них победили на республиканском уровне, 2 участвовали на Всероссийском уровне.
Уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся проявляется в их профессиональных интересах, в выборе дальнейшего направления образования: в этом году 55% выпускников 11 класса продолжат свое обучение в вузах столицы, Казани, Самары.
Подведя итоги нашей работы по формированию модели профильного образования, мы наметили возможные пути преодоления существующих проблем, а они, конечно, есть, и перспективы развития школы в условиях реализации новой образовательной инициативы «Наша новая школа». Выбрали главное - то, что, с нашей точки зрения, заставит работать над собой дальше, не останавливаться в своем творчестве и развитии. А значит, сделает школу интересной, востребованной и конкурентоспособной.
Философ, поэт 19 века Эмерсон отмечал: «Чем бы ты не занимался, тебе требуется смелость. Какую бы дорогу не выбрал, всегда найдется кто-то, кто будет говорить тебе, что ты ошибаешься. Трудности существуют всегда, и это искушает тебя согласиться с тем, кто критикует выбранный тобой путь. Чтобы спланировать что-то и следовать своему плану до конца, отчасти требуется такая же смелость, какая требуется солдату». Инициатор введения кадетского образования в Большеяниковской СОШ Архипова Галина Ивановна не побоялась ни трудностей, ни критики, ни непонимания, когда открывала первый кадетский класс. Смело вела педагогический коллектив к новым победам. 2011 год стал знаменательным в жизни школы. Совместная работа школьного сообщества, включающего педагогический и ученический коллективы, родительскую общественность была оценена на самом высоком уровне. По итогам учебной и внеучебной деятельности кадетских классов на базе 4 школ республики открываются Президентские кадетские классы, среди которых одна сельская школа - Большяниковская. Эта победа подтвердила правильность выбранного вектора развития образовательной системы школы. Коллектив школы взращивает элементы будущего, модернизируя все направления своей деятельности. Ведь, как сказал русский философ Сергей Николаевич Трубецкой, «В школе – всё будущее России».
ФГОС определяет, чему должны учиться дети и в каких условиях должно проходить их обучение. Сохранение здоровья детей - стратегия модернизации современного образования. Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. С этого учебного года в организации учебного процесса первоклассников нашей школы частично будет применяться оздоровительная система школьного образования, разработанная российским педагогом В.Ф.Базарным (внедрение наклонных парт — конторок, использование массажных ковриков, установка специальных стендов — офтальмотренажеров). Мы надеемся, она позволяет вырастить и воспитать физически, психически и нравственно здоровых, всесторонне развитых детей.
Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия, - отмечается в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза. Как говорят, тот уж полдела свершил, кто начал. Новое время заставляет принять идеологию ФГОС. В руках педагога человеческие сердца, человеческие души, человеческие судьбы. Пусть же все содержание нашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят мир, делая его более светлым, добрым, веселым.
Счастья вам, человеческого тепла, мира в душе!