Основные положения инициативы "Наша новая школа" определяют развитие образовательных учреждений на ближайшие годы. Одно из главных направлений инициативы – введение новых стандартов начального образования. Создание информационной базы, нормативного обеспечения введения ФГОС, приобретение учебно-методических пособий УМК «Школа России», планирование образовательной деятельности школы в соответствии с требованиями ФГОС на 2011-2012 учебный год – планомерные подходы в поисках ответа острейшего вопроса «Как и чему учить?». Мы задумались: как нам работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Учителя согласны с этими утверждениями теоретически, но на практике испытывают трудности. Поэтому важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса, обмен опытом учителей, работающих по ФГОС. 27 января на районном семинаре учителей начальных классов по теме «Обновление содержания образования в условиях введения ФГОС НОО», который прошел на базе Большеяниковской средней школы, Федорова Лариса Николаевна, обучающая первоклассников в соответствии с ФГОС, провела открытое занятие «Где зимуют птицы?». Коллеги Федоровой Л.Н. познакомились с опытом работы педагога, работающего по ФГОС, с изменениями в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС. На уроке можно было увидеть, что развивать у ребенка способности таким образом, чтобы он максимально самореализовался, был успешным, - тонкое искусство. Первоклассники показали свое умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
Учителя начальных классов района убедились, что при любых преобразованиях в школе учитель является главным проводником новых идей. Учитель - ключевая фигура формирования облика новой школы. Он становится наставником, консультантом, собеседником, человеком, обеспечивающим сопровождение процесса образования школьников. Он должен уметь организовать проектную деятельность учащихся, отказаться от стереотипов мышления, преодолевать трудности при переходе на новые стандарты, быть готовым в повышении своего профессионального уровня, быть творческой личностью.
Важно, что учителя начальных классов нашей школы понимают, что основу ФГОС составляет деятельностно - компетентностная образовательная модель, что государственные образовательные стандарты ориентированы на приобретение учащимися в школе положительного социального опыта.
Сегодня в школе нужны именно учителя с новым мировоззрением, владеющие передовыми технологиями обучения, готовые к работе в новых условиях, способные определить содержание и методологию образования в условиях введения ФГОС НОО.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя |
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков |
|
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся |
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс |
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда |
Создается учителем. Выставки работ обучающихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения |
Предметные результаты |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Основная оценка - оценка учителя |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений |
Деятельность первоклассника до введения ФГОС |
Деятельность первоклассника после введения ФГОС |
Вид деятельности |
Пассивное слушание |
Активные действия |
Выполнение заданий по указанию учителя |
Самостоятельный поиск решения поставленной задачи | |
Работа с источниками информации по рекомендации учителя |
Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов | |
Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей) |
Использование интернет-ресурсов самостоятельно | |
Переспрашивание заданного вопроса |
Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) | |
Фронтальная работа |
Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе | |
Ведущие средства обучения - учебник и тетрадь |
Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.) | |
Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений |
Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели | |
Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника |
Учителем организована деятельность детей: • по поиску, обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. | |
Взаимодействие ученика и учителя |
Пассивное принятие информации обучающимися |
Активное включение обучающихся в образовательный процесс |
От ребенка требуется четкое выполнение задания и - часто - краткий ответ на поставленный вопрос учителя |
Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя | |
Адаптация к школьному обучению |
Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен |
Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период |
Средний срок адаптации обучающихся - 2 месяца |
Средние сроки адаптации обучающихся - 3-5 недель | |
Вид ведущей деятельности детей в период адаптации - учебная |
Виды ведущей деятельности детей в период адаптации - игровая и проектная | |
Результаты обучения |
Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями |
Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях |
Оценка деятельности обучающихся |
Осуществляется учителем |
Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки |
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений |
Особенности работы с родителями до введения ФГОС |
Особенности работы с родителями после введения ФГОС |
Технология проведения родительского собрания |
Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) |
Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой |
Адаптационный период |
Родители не участвуют в организации адаптационного периода |
Родители выступают в роли тьюторов: • присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; • помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п. |
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся |
Отсутствует |
Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями |
Участие родителей в проведении уроков |
Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) |
Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся |
Совместная проектная деятельность |
Отсутствует |
Осуществляется партнерство "учитель - родитель - ребенок" |
Участие в праздниках |
Родители выступают в роли зрителей |
Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника |
Информационное взаимодействие "родитель - учитель - ребенок" |
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече |
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы |