Классные часы по профилактике телефонного мошенничества

Классные часы по профилактике телефонного мошенничества
С целью повышения правовой грамотности и профилактики случаев мошенничества в отношении несовершеннолетних в течение марта месяца в школе классными руководителями проведены классные часы по профилактике телефонного мошенничества с просмотром видеороликов и презентаций, уроки финансовой грамотности.  
Педагоги напомнили детям о том, как не стать жертвой обмана в сети Интернет, как защитить свои сбережения в виртуальном мире, как вести себя во время звонка в мессенджере с незнакомого мобильного телефона. Проведенные мероприятия позволили обобщить и систематизировать знания учащихся о том, как не стать жертвой киберпреступника. Также на мероприятиях вспомнили полезные советы при работе в сети Интернет, правила информационной безопасности по защите банковской карточки, когда и в каких случаях наступает уголовная ответственность за киберпреступления.

Для сведения. Телефонное мошенничество известно давно – оно возникло вскоре после массового распространения домашних и сотовых телефонов.

В настоящее время случаи телефонного мошенничества множатся с каждым годом. В организации телефонных махинаций участвуют несколько преступников. Очень часто в такие группы входят злоумышленники, отбывающие срок в местах лишения свободы, расположенных в других субъектах РФ. Мошенники разбираются в психологии, и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва мошенничества невольно выдаёт при общении. Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые люди. И это неслучайно, поскольку пожилые граждане зачастую испытывают чувство одиночества и изолированности, они доверчивы и легко поддаются внушению со стороны. По оценке экспертов, доля пожилых людей среди потерпевших от мошенников составляет почти 80%.

Схем совершения телефонных мошенничеств множество и описать их все не представляется. возможным, поэтому остановимся на самых популярных

Так, все еще остается популярным способ, когда мошенники звонят потерпевшим, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, сообщают заведомо ложные сведения о том, что родственник попал в ДТП или совершил преступление и для решения проблемы необходима определенная денежная сумма, за которой приедет некий курьер. Иногда преступники представляются сыновьями либо внуками пожилых людей, сообщают о том, что попали в ДТП и срочно нужно передать деньги человеку, который подъедет за ними.

Противодействовать указанному мошенничеству очень просто. Отметьте в телефонной книжке мобильного телефона номера всех родственников, друзей и знакомых. В случае, если Ваш близкий звонит с неизвестного Вам номера, перезвоните на имеющийся в записной книжке телефона номер и уточните сообщенные Вам сведения. Если Ваш близкий не берет трубку или находится вне зоны действия сети, созвонитесь с общими знакомыми и выясните причину, по которой близкий человек не выходит на связь.

В любом случае, перевод денежных средств необходимо осуществлять на те банковские реквизиты и номер телефона, которые известны Вам, а не на те, которые сообщает неизвестное Вам лицо. Если Вашему близкому понадобились денежные средства, то ему не составит труда снять их с собственной банковской карты.

Одним из ходовых у мошенников способов, хотя и теряющий популярность, является розыгрыш призов, когда мошенник сообщает Вам о том, что Вы выиграли ценный приз, но существует один маленький нюанс – для получения приза необходимо оплатить налог на выигрыш, либо оплатить его доставку.

 

Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если Вы не регистрировались для участия в какой-либо акции, то, следовательно, не могли и выиграть. Оформление выигрыша никогда не происходит только по телефону или интернету. Если Вас не просят приехать в офис организатора акции с документами – это мошенничество.

 

Самый часто встречающийся способ в последнее время – представиться сотрудником банка и сообщить сведения о блокировке карты/счета, попытки неизвестного лица списать денежные средства с карты или оформить кредит.

Так, нf мобильный телефон потерпевшего приходит смс-сообщение примерно такого содержания: «Ваша карта заблокирована», «платеж на такую-то сумму одобрен, подробности по телефону…». Доверчивому гражданину, позвонившему на указанный в сообщении телефон, отвечает якобы представитель технической службы или службы безопасности банка (какого – не уточняют), просят срочно передать данные карты или же перевести средства на продиктованный счет, дабы карту не взломали мошенники, пробившиеся в службу безопасности банка. Для этой цели мошенники просят подойти к ближайшему банкомату, войти в меню оплаты номеров мобильной связи и набрать ряд цифр. Люди, думая, что совершают операцию по разблокировке карты или отмене перевода, сами перечисляют все средства со своей карты на чужой абонентский номер или банковский счет, и только потом звонят в банк, узнать, что же случилось.

Либо, мошенники могут позвонить с неизвестного номера, представиться сотрудником банка (даже того, в котором потерпевший никогда не обслуживался), сотрудником правоохранительных органов или Центрального банка РФ и сообщить информацию о том, что заподозрены сомнительные операции по Вашему счету и есть предположение, что «мошенники» пытаются завладеть денежными средствами. С целью «сохранить» денежные средства, Вам предложат перевести их на некий счет, с которого они в последующем вернутся, после того как закончится внутренняя проверка банка или правоохранительного органа. В добавок ко всему предлагают оформить все возможные кредиты, дабы мнимые «мошенники» не оформили кредиты и не вывели денежные средства. Доверчивые люди, боясь за свою имущественную состоятельность и накопленные сбережения, выполнят указания мошенников и лишаются всех денежных средств.

Помните, что сотрудники банка всегда звонят и пишут с единого номера банка, например: 900 у ПАО «Сберанк» или 1000 у «ВТБ». Звонить и писать с других номеров, а тем более через мессенджеры, как например «WhatsApp», они не могут. Если Вам сообщают о том, что неизвестное лицо пытается получить доступ к Вашим счетам, или совершаются сомнительные действия по Вашим картам, сообщайте звонившему, чтобы блокировали Вашу карту, кладите трубку и звоните в банк по известному Вам номеру телефона или лично посетите отделение банка. Помните, перевыпустить карту или разблокировать личный кабинет вопрос нескольких минут при посещении отделения банка, а возврат денежных средств с мошенника может затянуться на месяцы, а то и годы.

Кроме того, сотрудники банка никогда не будут просить назвать номер Вашей карты полностью или сообщить другие сведения о карте (дата, до которой действительна карта, CVC-код и прочее), не будут выяснять Ваши ФИО и дату рождения, и адрес, где Вы живете.

Помните о необходимости всегда перепроверять сообщаемую Вам информацию и никогда не доверяйте незнакомцам.